Blog

Обучение музыкального терапевта

Слайды по следам супервизии «Обучение музыкального терапевта». Спасибо всем участникам за участие и замечательную дисскуссию! Очень жду всех на следующей встрече — «Расширение круга клиентов в практике музыкального терапевта» 24 сентября в 19:00.

Instagram: apreleva_mt

Рассылка: подписаться

Музыкальная терапия и уроки музыки

ГДЕ ГРАНИЦА МЕЖДУ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИЕЙ И ПРЕПОДАВАНИЕМ МУЗЫКИ? ЕСТЬ ЛИ ОНА?


Каждый учитель знает, что реальная польза от уроков музыки значительно превышает прописанную в академических планах. Осваивая музыкальные инструменты, голос, музыкальную теорию, композицию или импровизацию, ученик — в любом возрасте — получает массу полезных немузыкальных навыков. 


Увеличивается концентрация внимания, память, логическое и творческое мышление, развиваются навыки общения, проприоцепция и координация. Человек получает позитивные эмоции, учится преодолевать трудности, становится увереннее в себе, может выразить то, что не всегда можно выразить словами. Новые исследования показывают, что музыка влияет на человека даже на генетическом уровне, «включая» (up-regulating) гены, отвечающие за физическое здоровье и иммунную систему. 


Значит ли это, что музыкальные занятия автоматически становятся музыкальной терапией?
Не совсем так. Любое погружение в музыку, безусловно, оказывает терапевтическое влияние на человека, особенно — в контакте с чутким, неравнодушным педагогом. Но это ещё не музыкальная терапия.


Главное отличие музыкальной терапии от музыкальных занятий — это наличие немузыкальных целей, их приоритет. Эти цели могут касаться физического, психического, социального здоровья человека или групп людей — семей, рабочих коллективов, сообществ. 

Улучшить артикуляцию, освоить счёт, вызвать положительные воспоминания, развить диалог между членами «проблемной» семьи, поддержать координацию движений при реабилитации. Музыкальный терапевт, при помощи самого клиента, ухаживающих, мультидисциплинарной команды, ставит эти цели после первичной диагностики. Все музыкальные упражнения, всё взаимодействие в музыкальной терапии направлены, в первую очередь, на достижение этих целей. 


Качество звукоизвлечения, концертное совершенство музыкальной формы отходит на второй план. В музыкальной терапии участники не получают оценок. Музыка становится средой, в которой происходит работа над целями терапии, песни, движение под музыку, импровизации — инструментами для достижения этих целей. 

Музыкальный терапевт видит клиента с точки зрения, отличающийся от точки зрения музыкального педагога. Его взаимодействие с клиентом может принимать разные формы, но именно  отношения между терапевтом и клиентом всегда будут в основе процесса. 


Профессиональные навыки музыкального терапевта позволяют ему отражать клиента и направлять его движение к поставленным целям. Музыка же перестает быть целью и становится средством. 


Как освоить целеориентированную музыкальную терапию?

Чтение о вокалотерапии, нейрореабилитации

Сегодня, 10 августа, совместно со Школой РехабПро, я провела вебинар «Целеориентированная музыкальная терапия». Мы говорили о том, что такое музыкальная терапия, для кого она полезна, почему целеориентированный подход к терапии делает её наиболее эффективной и, конечно, о курсе «Целориентированная музыкальная терапия», новый поток которого начинается ровно через месяц, 10 сентября 2020 г. Вот некоторые слайды сегодняшней презентации:

В конце вебинара получилась интересная беседа из вопросов и ответов. Мы обсуждали, чем музыкальная терапия отличается от музыкальной психотерапии, музыки в нейроребилитации и вокальной терапии, о частной практике и работе в мультидисциплинарной команде, о противопоказаниях к музыкальной терапии, о поиске своего пути в музыкальной терапии, о том, что включает в себя образование музыкального терапевта (на эту тему мы поговорим подробнее во время тематической супервизии «Образование музыкального терапевта» 27 августа).

А пока — список полезных книг о музыке и музыкальной терапии, которыми мне хочется поделиться по итогам сегодняшней беседы:


Раненый целитель и сомнения в профессиональной компетенции

Image may contain: 1 person, text

Отчего так? От неопределённости статуса профессии «музыкальный терапевт» в России? От долгого поиска пути? От отсутствия «корочек»? Яркие, сильные, глубоко чувствующие и музыку, и людей, практикующие музыкотерапевты, отогревшись в диалоге, вдруг задают вопрос: а имею ли я право? кто я чтобы? в какую организацию мне нужно вступить, чему доучиться, чтобы стать настоящим?

В первые годы развития проекта МузТерапевт.Ру, когда для таких разговоров не было ещё даже словаря (как мы мучались с прекрасными студентами-переводчиками из РГГУ!), я почти агрессивно защищала статус профессии, отделяя «профессиональную музыкальную терапию» от «терапевтического применения музыки». Необходимая, как мне казалось, жёсткость — для того, чтобы отделить шарлатанство и сомнительные «авторские методики» от мировой доказательной (научной) практики. Жёсткость, которая, в перспективе 10-15 лет, позволит выстроить полноценную систему профессионального образования и поддержки музыкальных терапевтов…

Сейчас, отступив на несколько шагов, повзрослев и отбросив перфекционизм, я вижу по-другому. Какое чудо, что есть люди, выбирающие музыку как средство помощи другим! Какое чудо, что есть верящие в силу музыки люди, выбирающие музыкальную терапию как способ реабилитации, обучения, психологической поддержки для себя и своих близких!

В каждый момент выбор предельно прост: делать или не делать. Движение или покой. Любовь или страх.

Делающий изнутри почувствует необходимость роста. Поймёт, чего ему не хватает и будет искать. Учиться, изобретать, продолжать движение. Этот рост нельзя навязать. Росток можно только подсветить ультрафиолетом, вовремя полить. Профессия появится тогда, когда придёт её время. Когда она не сможет не появиться.

А главный источник сомнений — это наш внутренний раненый целитель. Который, хоть и нет исследований об этом, почти наверняка живёт в 99% музыкальных терапевтов. Потому что в музыку, как и в терапию, просто так не приходят. Которого — беречь и любить. Потому что он — не только боль, но и главный источник силы терапевта.

Лекции о музыкальной терапии

Время проходит сквозь нас или мы сквозь время? Так или иначе, время меняет человека. Удивительно наблюдать это в клиентах, в студентах, в детях, в себе самой. Сейчас мне близка интроверсия, бережное внимание к деталям, погружение в философию музыкотерапевтической работы, глубина индивидуального контакта в преподавании и супервизии, тишина студии-кабинета. 2012 — 2018 гг. были временем активной популяризаторской работы, временем публичным, экспансивным. Временем поездок, мастер-классов, лекций, презентаций, масштабных проектов. Собранный для этой публикации плейлист, в некотором смысле, итог этого времени.

Надеюсь, этот плейлист — лекции, презентации, интервью и примеры терапевтической работы — будут полезны читателям этого блога.

Музыка — лишь средство

 
nyc love
 
 
Музыкальная терапия – вспомогательная профессия здравоохранения. Иногда результат бывает похож на чудо: музыка может помочь заново научиться ходить человеку после инсульта, снизить симптомы послеродовой депрессии, сократить побочные эффекты химиотерапии, частично заменить седативные препараты в послеоперационном периоде, «запустить» речь ребёнка с аутизмом. Но есть ситуации, когда задача музыкального терапевта – просто быть рядом, слушать, быть «внешней опорой», приносить радость, разделять пополам горе. Музыка – лишь средство, главное – работа души.

Презентация книги «Музыкант как волонтёр» (Москва)

Дорогие друзья, коллеги, журналисты и все, кому интересны темы волонтёрства и музыкальной терапии!

Приглашаю вас на презентацию книги «Музыкант как волонтёр: терапевтическое применение музыки в медицинских и социальных учреждениях», которая состоится в прекрасной Голубой гостиной Государственной Библиотеки искусств им. А П. Боголюбова (Москва, Сущёвская улица, 14) 10 сентября 2017 года в 19:30.

В этот вечер те, кто был причастен к долгому (2014 — 2017) процессу создания этой книги, соберутся вместе и расскажут о том, как это происходило. Я расскажу о музыкальной терапии, отвечу на ваши вопросы, и, надеюсь, мы немного позвучим вместе. Приходите и приглашайте всех, кому это может быть интересно. Мы будем очень рады вас видеть! 

До встречи,
Алиса 

 

Посетители вечера-презентации смогут безвозмездно получить экземпляр книги. Вход на мероприятие также бесплатный, однако мы просим вас, по возможности, сделать пожертвование (500 — 1000 р.) в пользу исследования об эффекте неврологической музыкальной терапии на дыхание, глотание и речь людей с БАС, которое проводят Алиса Апрелева и московская служба помощи больным БАС.

 

21231990_10155121105054164_3034376182598568181_n

Вечер завершится нашим с Петром Акимовым выступлением. В программу войдёт авторская музыка и песни из программы Musica Humana.

 

Это книга для тех, кто хочет помогать другим с помощью музыки. Читатель узнает, как строится работа музыканта-волонтера, почему интерактивные музыкальные занятия воздействуют глубже, чем просто концерт, как выбирать репертуар и инструменты, как строить отношения с благополучателем, заботиться о безопасности на занятиях и не бояться ошибок. Автор – сертифицированный музыкальный терапевт – делится не только профессиональными знаниями, но и наблюдениями из личной музыкотерапевтической практики. Пособие будет полезно музыкантам, волонтерам, сотрудникам благотворительных организаций и социальных учреждений.

 

Следить за новостями о презентации в Facebook. 

ПРАКТИКА: Вышла книга «Музыкант как волонтёр»

Вышла в свет книга, над которой я работала больше трёх лет: “Музыкант как волонтёр: терапевтическое применение музыки в медицинских и социальных учреждениях” – пособие для волонтеров, которые хотели бы применять свои музыкальные навыки в работе с благополучателями в социальных и медицинских учреждениях.

Написана она по запросу от волонтеров и с точки зрения специалиста – музыкального терапевта. Наверное, именно в этом значимость и уникальность этой книги: она предлагает конкретные инструменты и решения, уже опробованные мировой практикой музыкальной терапии и в то же время культурно адаптированные и полностью применимые к реалиям российского волонтерства. Рекомендации даются достаточно простые, но они в достаточной мере обеспечивают максимальную эффективность и безопасность терапевтического применения музыки волонтерами. Учитывая, что литературы о музыкальной терапии на русском языке пока не так много, эта книга может служить источником базовых знаний и для начинающих специалистов.

 

cover_muzykanty_site

 

Книгу можно скачать в электронном виде бесплатно здесь .

От всей души благодарю за поддержку и поздравляю всех, кто вдохновлял и помогал мне в этой работе!

НАУКА: Музыкальная Терапия при БАС

Боковой амиотрофический склероз пока не научились лечить. Но мы знаем, что людям с БАС и их семьям можно помочь. Музыкальная терапия — один из способов это сделать. Разработке безопасного, эффективного протокола музыкальной терапии для людей с БАС посвящено моё исследование.

 

A randomized study into the effect of vocal exercises and musically cued breathing exercises on speech, swallowing and breathing of patients with Amyotrophic Lateral Sclerosis (ALS)читать по-английски

 

Я начала работать над протоколом музыкальной терапии для людей с БАС в конце 2012 года, по запросу фонда помощи людям с БАС «Живи сейчас» (Москва). Исследования показывают, что музыкальная терапия способствует снижению тревожности, снижению усталости и сонливости, снижению боли, физическому комфорту и релаксации среди пациентов с БАС (Krout, 2001), (Horne-Thompson & Grocke, 2008); активная музыкальная терапия оказывает положительный эффект на качество жизни пациентов с БАС, в том числе снижая восприятие физических симптомов болезни (Raglio et al, 2016).

 

cropped-2017-02-18-tretja_konferenciya_15-958x639

 

Несмотря на доказанную эффективность музыкальной терапии для людей с БАС, за пределами этих исследований остались такие важные симптомы БАС, как диспное (нарушения дыхания), дисфагия (нарушения глотания), дизартрия (нарушения речи), нарушение крупной и мелкой моторики. Биопсихосоциальный подход к исследованию, включающий в себя методы неврологической музыкальной терапии, представляется, в связи с этим, перспективным.

Неврологическая музыкальная терапия (NMT) –  терапевтическое применение музыки при когнитивных, сенсорных и двигательных нарушениях, возникших вследствие неврологических заболеваний и травм — основывается на Рационально Научной Опосредующий Модели (R-SMM), неврологической научной модели восприятия и воспроизведения музыки, в рамках которой изучается связь между музыкальным и немузыкальным поведением человека, а также возможности использования музыки для достижения немузыкальных целей.

Этот подход широко используется в неврологической реабилитации: среди прочего, структурированные музыкотерапевтические упражнения положительно влияют на походку, функционирование верхних конечностей, коммуникативные способности и качество жизни пациентов, перенесших инсульт (Magee, Clark, Tamplin & Bradt, 2017). Музыкальная терапия оказалась эффективной для восстановления глотательной функции после инсульта, статистически значимые изменения были отмечены в речи, дыхании в покое, слюноотделении  пациентов экспериментальной группы (Kim, 2010). 

Я надеюсь, что адаптация протоколов неврологической музыкальной терапии и сочетание их с другими методами активной терапии позволит создать воспроизводимую и безопасную программу музыкотерапевтической поддержки для людей с БАС. Приглашаю вас следить за развитием этой работы в блоге исследования.

 

16797738_1650921048535582_5050147244718624492_o

 


Что такое БАС?

Боковой амиотрофический склероз (БАС)  это прогрессирующее нейродегенеративное заболевание, которое поражает двигательные нейроны в головном и спинном мозге. Постепенная гибель клеток нервной системы приводит к неуклонно нарастающей мышечной слабости, охватывающей все группы мышц. В какой-то момент возникают трудности с движением, речью, глотанием и дыханием.  Этот процесс нельзя остановить. Узнать подробнее.

 


Как может помочь музыкальная терапия?

«В музыкальной терапии есть элементы психотерапии, легкой физической нагрузки (например, игра на простых музыкальных инструментах), дыхательной гимнастики и речетерапии (при выполнении вокальных упражнений или ритмичном дыхании под музыку). Музыка влияет на гормональные, неврологические процессы в организме. Иногда можно заметить, что к концу занятия артикуляция больного улучшается, голос становится громче. Этот эффект тоже нужно и можно учитывать, стараться пользоваться им» — Музыкальная терапия может улучшить качество жизни при БАС, комментарий к новому исследованию на ALSfund.ru, 2017

organic-floral-water-cornflower

Приглашаем вас участвовать в благотворительных мероприятиях, запланированных для того, чтобы сделать это исследование возможным. Вы также можете поддержать исследование финансово любой доступной вам суммой, задать вопрос или предложить сотрудничество.

 

“Когда мы не можем думать, или двигаться, или быть теми, кем были раньше, у нас всё ещё остаётся музыка. Она помогает нам выражать себя и общаться. Она помогает нам почувствовать себя хорошо. Она трогает нас, часто очень глубоко, и всегда – естественно”

— Билли Джоэл, 1993

Интервью о музыке, неврологии, жизни и благодарности

«В больнице яснее понимаешь, что личность человека не сводится к физике»

Почему важно петь колыбельные ребенку, как музыка может помочь вылечиться от депрессии и ради чего она идет в психиатрические отделения и дома престарелых — рассказывает музыкальный терапевт Алиса Апрелева.

DSC_0328

Алиса Апрелева думает о музыкальной терапии по-английски, поэтому ее рассказ течет медленно, размеренно: приходится сходу переводить в голове! Дело в том, что эту специальность Алиса, филолог по образованию и музыкант по призванию, получила в Америке. В нашей стране только начинают знакомиться с «лечением музыкой» – этой, как утверждают специалисты, органической частью человеческой природы. Даже если «медведь на ухо наступил».

– За счет чего все-таки действует музыка?

– За счет тех свойств, которые у нее есть. Скажем, есть такое явление, которое назвали rhythmic auditory stimulation – ритмическая аудиторная стимуляция, по-русски. Этот термин описывает явление, когда мы слышим очень ритмичную, организованную музыку и наш внутренний, биологический ритм синхронизируется с ней. Именно поэтому очень трудно идти не в такт с внешним ритмом. И именно поэтому гораздо легче выполнять физические упражнения под музыку.

То же самое происходит, когда человек с болезнью Паркинсона, или после инсульта, или после черепно-мозговой травмы недостаточно владеет рукой или ногой и реабилитируется с помощью музыкального терапевта: специально подобранная музыка готовит его мотонейронную систему, вообще весь организм, к движению. Потому что ритмический стимул идет напрямую в ствол головного мозга, а это то место, откуда регулируется дыхание, сердцебиение и любые наши ритмичные действия.

– Это научные данные?

– Да, такие исследования и вообще сама неврологическая музыкальная терапия возникла в середине 1990-х годов, потому что появились технологии, которые сделали возможным посмотреть, что происходит в мозгу человека, когда он слушает музыку: ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография), более точные биохимические тесты. Мы стали понимать, как это всё работает, именно на уровне неврологии, и на гормональном уровне!

– И как это работает?

– При пении, например, вырабатывается набор тех же гормонов – дофамин, окситоцин, пролактин, которые выделяются при общении матери с новорожденным младенцем, при взаимодействии влюбленных или просто очень близких эмоционально людей. Поэтому, когда люди вместе поют, у них возникает ощущение родства. Любой хор можно спросить, что они чувствуют, когда работают вместе – всегда возникает такое единение.

Читать всю статью на Правмир.Ру.

Другие интервью.

Презентации о музыкальной терапии в открытом доступе.